Согласитесь: спокойные, тихие и послушные дети пугают!
Сразу начинаешь думать: "Ой, что это с ним не так?" Но нормально ли
это, если ребенок 24 часа в сутки скачет по головам своих ошалевших родителей?
И где граница между нормой и "перебором"?
Активный ребенок - это хорошо, это значит, что он,
во-первых, здоров (стал бы больной скакать по диванам!), а во-вторых, имеет в
своем распоряжении вполне адекватных родителей, которые не давят с воспитанием,
этикетом и прочей вредной для детской психики ерундой. Он бегает и прыгает,
ломает и складывает, разбрасывает и собирает, крушит и строит, а еще дерется,
кусается, танцует, поет, кричит - и все это почти одновременно. Только став
мамой такого сокровища, понимаешь истинный смысл старой доброй присказки:
"Какой же ты хороший, когда спишь!"
Но если это так естественно, почему неврологи в один
голос называют гиперактивность патологией и так и норовят прописать непоседе
успокоительные? Оказывается, есть большая разница между просто активностью и
навязчивой перевозбудимостью.
Тест на гиперактивность
Похоже на детскую игру из серии "Найди 5
отличий"… Итак, Активный ребенок:
- Большую часть дня "не сидит на месте",
предпочитает подвижные игры пассивным (пазлы, конструкторы), но если его
заинтересовать - может и книжку с мамой почитать, и те же пазлы собрать.
- Быстро и много говорит, задает бесконечное
количество вопросов.
- Для него нарушение сна и пищеварения (кишечные
расстройства) - скорее исключение.
- Он активный не везде. К примеру, беспокойный и
непоседливый дома, но спокойный - в садике, в гостях у малознакомых людей.
- Он неагрессивный. То есть случайно или в пылу
конфликта может и наподдать "коллеге по песочнице", но сам редко
провоцирует скандал.
Гиперактивный ребенок:
- Он находится в постоянном движении и просто не может
себя контролировать, то есть даже если он устал, он продолжает двигаться, а
выбившись из сил окончательно, плачет и истерит.
- Быстро и много говорит, глотает слова, перебивает,
не дослушивает. Задает миллион вопросов, но редко выслушивает ответы на них.
- Его невозможно уложить спать, а если спит, то
урывками, беспокойно. У него часто кишечные расстройства. Для гиперактивных
деток всевозможные аллергии не редкость.
- Ребенок - неуправляемый, при этом он абсолютно не
реагирует на запреты и ограничения. И в любых условиях (дом, магазин, детсад,
детская площадка) ведет себя одинаково активно.
- Часто провоцирует конфликты. Не контролирует свою
агрессию - дерется, кусается, толкается, причем пускает в ход подручные
средства: палки, камни…
Откуда ноги растут?
Главное отличие гиперактивности от просто активного
темперамента в том, что это не черта характера ребенка, а следствие не слишком
гладкого появления на свет и нарушений в грудничковом возрасте. В группу риска
входят детки, родившиеся в результате кесарева сечения, тяжелых патологических
родов, малыши-искусственники, родившиеся с маленьким весом, недоношенные.
Учитывая, что экология и темп современной жизни сейчас оставляют желать
лучшего, неудивительно, почему гиперактивные дети не редкость, а скорее норма
нашей сегодняшней жизни. И стоит оговориться: не все дети, входящие в группу
риска, обязательно являются гиперактивными! Да и впоследствии, если все
"недоразумения" (беспокойность, истеричность, колики, нарушения сна)
не исчезли до первого дня рождения малыша, то их не поздно привести в норму
после.
Спокойствие, только спокойствие!
Что нужно сделать, чтобы малыш избавился от
"излишков" активности? Создать ему определенные условия жизни. Сюда
входит спокойная психологическая обстановка в семье, четкий режим дня (с
обязательными прогулками на свежем воздухе, где есть возможность порезвиться на
славу). Придется и родителям потрудиться. Если вы сами - очень эмоциональны и
неуравновешенны, постоянно везде опаздываете, торопитесь, то пора начинать
работать над собой. Мы больше не несемся сломя голову в сад, постоянно
поторапливая ребенка, стараемся поменьше нервничать и пореже менять планы
"по ходу дела". Скажите себе: "Четкий распорядок дня" и
постарайтесь сами стать более организованными.
А также воспользуйся такими советами:
- Малыш не виноват, что он такой "живчик",
поэтому бесполезно его ругать, наказывать, устраивать унизительные молчаливые
бойкоты. Этим вы добьетесь только одного - снижение самооценки у него, чувство
вины, что он "неправильный" и не может угодить маме с папой.
- Научить ребенка управлять собой - ваша
первоочередная задача. Контролировать свои эмоции ему помогут
"агрессивные" игры. Негативные эмоции есть у каждого, в том числе и у
вашего ребенка, только табу, скажите ему: "Хочешь бить - бей, но не по
живым существам (людям, растениям, животным)". Можно бить палкой по земле,
бросаться камнями там, где нет людей, пинать что-то ногами. Ему просто
необходимо выплескивать энергию наружу, научите его это делать.
- В воспитании необходимо избегать двух крайностей –
проявления чрезмерной мягкости и предъявления ему повышенных требований. Нельзя
допускать вседозволенности: детям должны быть четко разъяснены правила
поведения в различных ситуациях. Однако количество запретов и ограничений
следует свести к разумному минимуму.
- Ребенка нужно хвалить в каждом случае, когда ему
удалось довести начатое дело до конца. На примере относительно простых дел
нужно научить правильно распределять силы.
- Необходимо оберегать детей от переутомления,
связанного с избыточным количеством впечатлений (телевизор, компьютер),
избегать мест с повышенным скоплением людей (магазинов, рынков и пр).
- В некоторых случаях излишняя активность и
возбудимость могут быть результатом предъявления ребенку родителями слишком завышенных
требований, которым он по своим природным способностям просто не может соответствовать,
а также чрезмерного утомления. В этом случае родителям стоит быть менее
требовательными, постараться снизить нагрузку.
- "Движение - это жизнь", недостаток физической
активности может стать причиной повышенной возбудимости. Нельзя сдерживать
естественную потребность ребенка поиграть в шумные игры, порезвиться, побегать,
попрыгать.
- Иногда нарушения поведения могут оказаться реакцией
ребенка на психическую травму, например, на кризисную ситуацию в семье, развод
родителей, плохое отношение к нему, определение его в несоответствующий класс
школы, конфликт с учителем или родителями.
- Обдумывая рацион ребенка, отдавайте предпочтение
правильному питанию, в котором не будет недостатка витаминов и микроэлементов.
Гиперактивному малышу больше, чем другим деткам необходимо придерживаться
золотой середины в питании: поменьше жареного, острого, соленого, копченого,
побольше вареного, тушеного и свежих овощей и фруктов. Еще одно правило: если
ребенок не хочет есть - не заставляйте его!
- Подготовьте своему непоседе "поле для
маневров": активные виды спорта для него - просто панацея.
- Приучайте малыша к пассивным играм. Мы читаем, а еще
рисуем, лепим. Даже если вашему ребенку трудно усидеть на месте, он часто
отвлекается, следуйте за ним ("Тебе интересно это, давай
посмотрим…"), но после удовлетворения интереса постарайтесь возвратиться с
малышом к предыдущему занятию и довести его до конца.
- Научите малыша расслабляться. Возможно, ваш с ним
"рецепт" обретения внутренней гармонии - это йога. Для кого-то больше
подойдут другие методы релаксации. Хороший психолог подскажет вам, что это
может быть: арттерапия, сказкотерапия или, может, медитация.
- И не забывайте говорить ребенку, как сильно вы его
любите.
И все, спросите вы, а как же патологии и отклонения,
которыми вас запугали в кабинете невролога? Риск есть, но успокоительными
проблему не решить. Ведь что делают лекарства? Они подавляют активность
ребенка, как бы тормозят его, но причина-то остается. Гиперактивность - это не
болезнь, это небольшое отклонение от нормы, но при этом и махать на нее рукой,
дескать, само пройдет, тоже не выход. Увы, может и не пройти. И тогда подросший
ребенок начнет испытывать проблемы в школе, ему трудно будет строить отношения
со сверстниками и старшими, и удержать его под заботливым маминым крылом вряд
ли удастся. |