3-4 года.
Четвертый год
жизни характеризуется двумя качественно новыми чертами. Одна связана с
формированием личности, другая – с формированием его деятельности. С возрастом
малыш приобретает знания о себе. В речи появляется местоимение «Я», развивается
самооценка и связанное с ней стремление соответствовать требованиям взрослого
быть хорошим. Наличие одновременно существующих, но противоположно направленных
тенденций: сделать согласно собственному желанию и соответственно требованиям
взрослых – создает у ребенка неизбежных внутренний конфликт и тем самым
осложняет его внутреннюю психическую жизнь.
Детям
свойственны вспышки негативизма, упрямства, неустойчивость настроения.
Самой выраженной
особенностью детей этого возраста является их стремление к самостоятельности. У
детей уже есть способность к целеполаганию, умение заранее представить себе
некоторый желаемый результат и активно действовать в направлении его
достижения. Однако любые усилия по достижению должны приносить удовлетворение.
И для многих целей, которые ставит ребенок перед собой, это удовлетворение
лежит в первую очередь в сфере признания и одобрения его достижений взрослым.
Поддержка и одобрение взрослых порождают у детей радостное ощущение своей
компетентности, представления о себе как о могущем и умеющим. Когда ребенок
заявляет «Я сам», он оказывается в положении, выход из которого возможен по
двум направлениям:
Первое – ребенок
справляется, получает одобрение, верит в себя, ставит новые цели.
Второе – ребенок
не может самостоятельно справиться (или ему не позволяют)…тогда он теряет
интерес, не приобретает веры в свои силы.
Новообразованиями
этого периода являются:
1.
Усвоение
первичных нравственных норм.
2.
Самооценка
3.
Появление
элементов партнерского общения.
Развитие
психических процессов.
Годы дошкольного
детства – это годы интенсивного психического развития и появления новых, ранее
отсутствовавших психических особенностей. Ведущей потребностью ребенка данного
возраста является потребность в общении, уважении, признании самостоятельности
ребенка. Ведущая деятельность – игра. В этот период происходит переход от
манипулятивной игры к ролевой..
Ведущей
познавательной функцией является восприятие, так как оно создает фундамент для развития
мышления, способствует развитию речи, памяти, внимания, воображения. Хорошо
развитое восприятие может проявляться в виде наблюдательности ребенка, его
способности подмечать особенности предметов и явлений, детали, черточки,
которые не заметит взрослый. Восприятие младшего дошкольника носит предметных
характер, то есть свойства предмета не отделяются у ребенка от предмета. Он
видит их слитно с предметом, считает их нераздельно принадлежащие ему. При
восприятии он видит не все характеристики предмета, а только наиболее яркие.
Внимание детей
неустойчивое, чтобы переключить его внимание с объекта на объект, часто
требуется неоднократное повторение инструкции. Объем внимания возрастает до
четырех. Ребенок может удерживать активное внимание в течение 7-8 минут.
Внимание носит непроизвольный характер, его устойчивость зависит от характера
деятельности.
Процессы памяти
непроизвольны. Преобладает узнавание. Объем памяти существенно зависит от того,
увязан материал в смысловое целое или разрознен. Объем наглядно-образной и
слуховой вербальной памяти – до четырех объектов. Ребенок хорошо запоминает
все, что представляет для него жизненный интерес, вызывает сильный
эмоциональный отклик. Прочно усваивается информация, которую он видит и слышит
много раз. Хорошо развита двигательная память: лучше запоминается то, что было
связано с собственным движением.
Мышление
наглядно-действенное. Может выполнять такие мыслительные операции как анализ,
синтез, сравнение и обобщение. На четвертом году жизни дети пользуются в
разговоре родовыми понятиями типа игрушки, одежда, фрукты, овощи, животные,
посуда, включая в каждое из них конкретные наименования.
Речь детей
ситуативная и диалогическая, но более сложная и развернутая. Словарный запас
составляет от 1500 слов. Изменяется словарный состав речи: возрастает доля
глаголов, прилагательных. В речи детей четвертого года жизни появляется
следующая особенность: занимаясь каким-либо делом, дети часто сопровождают свои
действия малопонятной для окружающих негромкой речью – «приборматыванием», с
помощью которой они удерживают в памяти поставленные им перед собой цели,
строят новые планы, обдумывают пути их достижения, выполняют на словах действия,
которые опускает в реальности.
4-5 лет.
Что же касается
возрастных особенностей детей 4-5 лет, то ведущая потребность – познавательная
активность, потребность в общении. Ведущей деятельностью является
сюжетно-ролевая игра. Ведущей функцией – наглядно-образное мышление.
Речь выполняет
контролирующую функцию. Усложняются волевые проявления, а именно появляется
умение подчинять свое поведение правилам в игре. Продолжает сохраняться
ситуативно-деловая форма общения со сверстниками. Интерес к другому ребенку как
к своему отражению. Чаще видит в другом отрицательные черты. Происходит
рефлексия своих поступков через реакцию другого ребенка. Появляется осознание
собственных действий.
Новообразованиями
данного возраста являются:
1.
Контролирующая
функция речи
2.
Появление
элементов творческого воображения в сюжетно-ролевой игре.
3.
Появление
элементов произвольности.
4.
Появление
внеситуативно-личностной формы общения с взрослым.
Наиболее ярко
развитие детей среднего дошкольного возраста характеризуют возрастающая произвольность,
преднамеренность, целенаправленность психических процессов, что свидетельствует
об увеличении участия воли в процессах восприятия, памяти, внимания.
В этом возрасте
ребенок осваивает приемы активного познания свойств предметов: измерение, сравнение
путем наложения, прикладывания предметов друг к другу. В этот период
формируются представления об основных геометрических фигурах, о семи цветах
спектра, белом и черном, о параметрах величины, о пространстве, о времени.
Увеличивается
устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная
деятельность в течение 15-20 минут. При выполнении каких-либо действий он
способен удерживать в памяти несложное условие.
Что касается
памяти то, в этом возрасте начинают развиваться процессы сначала произвольного
припоминания, а затем преднамеренного запоминания. Объем памяти составляет – до
5 объектов.
Ребенок данного
возраста способен анализировать объекты одновременно по двум признакам. Он
может сравнивать предметы по цвету, форме, величине. Запаху, вкусу, находя
различия и сходства. К 5-ти годам ребенок может собрать картинку из четырех
частей без опоры на образец и из шести – с опорой на образец. Может обобщать
понятия, относящиеся к таким категориям: фрукты, овощи, одежда, обувь, мебель,
посуда, транспорт.
Цели и задачи
для взрослых:
1.
Помогать
осваивать разные способы взаимодействия со взрослым и сверстником в игре и
повседневном общении.
2.
Способствовать
проявлению всех видов активности ребенка.
3.
Формировать
«нравственные эмоции» хорошо-плохо.
4.
Формировать
умения действовать по правилам.
5.
Формировать
умение сопереживать, сочувствовать. Формировать эмоциональную отзывчивость.
6.
Способствовать
формированию позитивной самооценки ребенка в процессе общения взрослого.
7.
Формировать
элементы произвольности психических процессов у детей во всех видах
деятельности.
8.
Поддерживать
и создавать условия для развития творческого потенциала ребенка.
9.
Обучать
детей умению планировать предстоящую деятельность. |