Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х

СВЕДЕНИЯ ОБ ОО

НАША ЖИЗНЬ

РОДИТЕЛЯМ

Форма входа
Логин:
Пароль:

Главная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
МБДОУ детский сад "БЕРЕЗКА" Сеченово


Вторник, 07.05.2024, 10:10
Жалобы на всё
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
Главная » Статьи » Педагог-психолог » Педагог-психолог

Возрастные особенности детей дошкольного возраста

3-4 года. 

Четвертый год жизни характеризуется двумя качественно новыми чертами. Одна связана с формированием личности, другая – с формированием его деятельности. С возрастом малыш приобретает знания о себе. В речи появляется местоимение «Я», развивается самооценка и связанное с ней стремление соответствовать требованиям взрослого быть хорошим. Наличие одновременно существующих, но противоположно направленных тенденций: сделать согласно собственному желанию и соответственно требованиям взрослых – создает у ребенка неизбежных внутренний конфликт и тем самым осложняет его внутреннюю психическую жизнь.

Детям свойственны вспышки негативизма, упрямства, неустойчивость настроения.

Самой выраженной особенностью детей этого возраста является их стремление к самостоятельности. У детей уже есть способность к целеполаганию, умение заранее представить себе некоторый желаемый результат и активно действовать в направлении его достижения. Однако любые усилия по достижению должны приносить удовлетворение. И для многих целей, которые ставит ребенок перед собой, это удовлетворение лежит в первую очередь в сфере признания и одобрения его достижений взрослым. Поддержка и одобрение взрослых порождают у детей радостное ощущение своей компетентности, представления о себе как о могущем и умеющим. Когда ребенок заявляет «Я сам», он оказывается в положении, выход из которого возможен по двум направлениям:

Первое – ребенок справляется, получает одобрение, верит в себя, ставит новые цели.

Второе – ребенок не может самостоятельно справиться (или ему не позволяют)…тогда он теряет интерес, не приобретает веры в свои силы.

Новообразованиями этого периода являются:

1.      Усвоение первичных нравственных норм.

2.      Самооценка

3.      Появление элементов партнерского общения.

Развитие психических процессов.

Годы дошкольного детства – это годы интенсивного психического развития и появления новых, ранее отсутствовавших психических особенностей. Ведущей потребностью ребенка данного возраста является потребность в общении, уважении, признании самостоятельности ребенка. Ведущая деятельность – игра. В этот период происходит переход от манипулятивной игры к ролевой..

Ведущей познавательной функцией является восприятие, так как оно создает фундамент для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, внимания, воображения. Хорошо развитое восприятие может проявляться в виде наблюдательности ребенка, его способности подмечать особенности предметов и явлений, детали, черточки, которые не заметит взрослый. Восприятие младшего дошкольника носит предметных характер, то есть свойства предмета не отделяются у ребенка от предмета. Он видит их слитно с предметом, считает их нераздельно принадлежащие ему. При восприятии он видит не все характеристики предмета, а только наиболее яркие.

Внимание детей неустойчивое, чтобы переключить его внимание с объекта на объект, часто требуется неоднократное повторение инструкции. Объем внимания возрастает до четырех. Ребенок может удерживать активное внимание в течение 7-8 минут. Внимание носит непроизвольный характер, его устойчивость зависит от характера деятельности.

Процессы памяти непроизвольны. Преобладает узнавание. Объем памяти существенно зависит от того, увязан материал в смысловое целое или разрознен. Объем наглядно-образной и слуховой вербальной памяти – до четырех объектов. Ребенок хорошо запоминает все, что представляет для него жизненный интерес, вызывает сильный эмоциональный отклик. Прочно усваивается информация, которую он видит и слышит много раз. Хорошо развита двигательная память: лучше запоминается то, что было связано с собственным движением.

Мышление наглядно-действенное. Может выполнять такие мыслительные операции как анализ, синтез, сравнение и обобщение. На четвертом году жизни дети пользуются в разговоре родовыми понятиями типа игрушки, одежда, фрукты, овощи, животные, посуда, включая в каждое из них конкретные наименования.

Речь детей ситуативная и диалогическая, но более сложная и развернутая. Словарный запас составляет от 1500 слов. Изменяется словарный состав речи: возрастает доля глаголов, прилагательных. В речи детей четвертого года жизни появляется следующая особенность: занимаясь каким-либо делом, дети часто сопровождают свои действия малопонятной для окружающих негромкой речью – «приборматыванием», с помощью которой они удерживают в памяти поставленные им перед собой цели, строят новые планы, обдумывают пути их достижения, выполняют на словах действия, которые опускает в реальности.

4-5 лет. 

Что же касается возрастных особенностей детей 4-5 лет, то ведущая потребность – познавательная активность, потребность в общении. Ведущей деятельностью является сюжетно-ролевая игра. Ведущей функцией – наглядно-образное мышление.

Речь выполняет контролирующую функцию. Усложняются волевые проявления, а именно появляется умение подчинять свое поведение правилам в игре. Продолжает сохраняться ситуативно-деловая форма общения со сверстниками. Интерес к другому ребенку как к своему отражению. Чаще видит в другом отрицательные черты. Происходит рефлексия своих поступков через реакцию другого ребенка. Появляется осознание собственных действий.

Новообразованиями данного возраста являются:

1.      Контролирующая функция речи

2.      Появление элементов творческого воображения в сюжетно-ролевой игре.

3.      Появление элементов произвольности.

4.      Появление внеситуативно-личностной формы общения с взрослым.

Наиболее ярко развитие детей среднего дошкольного возраста характеризуют возрастающая произвольность, преднамеренность, целенаправленность психических процессов, что свидетельствует об увеличении участия воли в процессах восприятия, памяти, внимания.

В этом возрасте ребенок осваивает приемы активного познания свойств предметов: измерение, сравнение путем наложения, прикладывания предметов друг к другу. В этот период формируются представления об основных геометрических фигурах, о семи цветах спектра, белом и черном, о параметрах величины, о пространстве, о времени.

Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. При выполнении каких-либо действий он способен удерживать в памяти несложное условие.

Что касается памяти то, в этом возрасте начинают развиваться процессы сначала произвольного припоминания, а затем преднамеренного запоминания. Объем памяти составляет – до 5 объектов.

Ребенок данного возраста способен анализировать объекты одновременно по двум признакам. Он может сравнивать предметы по цвету, форме, величине. Запаху, вкусу, находя различия и сходства. К 5-ти годам ребенок может собрать картинку из четырех частей без опоры на образец и из шести – с опорой на образец. Может обобщать понятия, относящиеся к таким категориям: фрукты, овощи, одежда, обувь, мебель, посуда, транспорт.

 

Цели и задачи для взрослых:

1.      Помогать осваивать разные способы взаимодействия со взрослым и сверстником в игре и повседневном общении.

2.      Способствовать проявлению всех видов активности ребенка.

3.      Формировать «нравственные эмоции» хорошо-плохо.

4.      Формировать умения действовать по правилам.

5.      Формировать умение сопереживать, сочувствовать. Формировать эмоциональную отзывчивость.

6.      Способствовать формированию позитивной самооценки ребенка в процессе общения взрослого.

7.      Формировать элементы произвольности психических процессов у детей во всех видах деятельности.

8.      Поддерживать и создавать условия для развития творческого потенциала ребенка.

9.      Обучать детей умению планировать предстоящую деятельность.

Категория: Педагог-психолог | Добавил: berezka (08.12.2012)
Просмотров: 914 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
ВАЖНО

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2024 Создать бесплатный сайт с uCoz